Русская каменная архитектура
Становление русской каменной архитектуры имело два творческих истока: русское деревянное зодчество с его исконной самобытностью и заимствование, начиная с XI века, византийской техники каменного строительства. Так стали создаваться из камня первые православные храмы Киева и Новгорода.
Каменная архитектура Древней Руси Новгородская и псковская архитектура Владимиро-суздальская архитектура Московская архитектура Архитектура Российской империи Сталинская архитектура Сталинская архитектура за рубежом Внешний декор в русской каменной архитектуре Русская каменная архитектура в настоящем и в будущем
Каменная архитектура Древней Руси
Национальный заповедник София Киевская
Включает в себя: Софийский собор, ещё пятнадцать храмов, десятки других зданий и сооружений.
Новгородская и псковская архитектура
К середине XI века сформировалась новгородская архитектура, отличающаяся монументальностью, великолепной простотой при минимуме декоративности. Близкой к новгородской стала псковская архитектура.
Владимиро-суздальская архитектура
Более изящна и богата декором.
Московская архитектура
Сложилась на продолжении традиций владимиро-суздальской и псковской архитектуры с дальнейшим обогащением художественной выразительности.
Архитектура Российской империи
С конца XVII века получает развитие русское барокко, связанное с традициями русской архитектуры, и выделяющееся большой роскошью декора.
С 1760-х годов на смену русскому барокко приходит русский классицизм, отчасти сохраняющий традиции русской архитектуры, но, как и в Западной Европе, ориентирующийся более всего на эстетику Античной Греции с её простой и, вместе с тем, великолепной гармонией архитектурных компонентов.
Неорусский стиль
В середине XIX и начале XX веков повышается интерес к древнерусским архитектурным традициям. Так появился русский стиль (или неорусский стиль), в котом происходило частичное заимствование архитектурных форм Древней Руси.
Сталинская архитектура
Термин сталинская архитектура укоренился в искусствоведении так же, как в советском народе укоренились слова сталинские высотки и сталинки. Названные так семь высотных зданий Москвы и не высотные дома различного назначения, в том числе жилые многоквартирные, явились наиболее полным воплощением этого архитектурного стиля. Нельзя не отметить, что строительство в данном стиле развилось под непосредственным руководством государственного лидера СССР Иосифа Сталина, инициировавшего такое строительство и лично участвовавшего в наработке и принятии важнейших не только организационно-технических, а и художественных решений. Сталинские высотки радикально преобразили сам облик Москвы. Они стали её символом, по которому она легко узнаётся: как Нью-Йорк по небоскрёбам и Париж по Эйфелевой башне. Но если эти небоскрёбы и башня – замечательные продукты инженерного творчества, то сталинские высотки, по отдельности и как ансамбль зданий, явились ещё и шедевром высокого искусства. К тому же, вызванное ими преображение облика Москвы не нарушило, а продолжило сложившуюся за предыдущие века линию её архитектурного развития. Новые высотные здания во всей их красоте устремлены в ту же горнюю высь, куда за столетия до того устремились башни Московского Кремля, Колокольня Ивана Великого, купола собора Василия Блаженного.
В сталинской архитектуре хорошо просматривается наследие и преумножение лучших наработок русского архитектурного творчества за всю его историю, особенно, в построении храмов. И вот что характерно: если лучшие творения архитектуры в других стилях восхищают, то в сталинской архитектуре ещё и окрыляют: вселяют жизненный оптимизм, зовут к трудовому и ратному подвигу. Такая одухотворённость проистекла от государственной идеологии СССР того времени и особо востребовалась в ходе индустриализации, подготовки к неизбежной войне, а после Великой Победы для срочного преодоления тяжёлых последствий войны.
С конца 1930-х годов до середины 1950-х города СССР застраивались сталинками не высотными, но легко узнаваемыми по тому же архитектурному стилю. Следуя этому стилю, применялось большое разнообразие внешнего декора, благодаря чему здания и архитектурные ансамбли из них выглядят разнообразно. Они и сейчас являются архитектурной достопримечательностью многих городов, к тому же, имеют внешний декор в колоритах многих национальностей. Характерно, что с 1949 года в целях экономии затрат начали по всей стране строить каркасно-панельные сталинки, которые внешне трудно отличить от домов кирпичной кладки. Первые проектанты такого строительства: Виталий Лагутенко, Михаил Посохин (старший), Ашот Мндоянц.
Выразительно представлена сталинская архитектура на ряде станций Московского метро, строительство которого началось в середине 1930-х годов.
Сталинская архитектура за рубежом
Наследие сталинской архитектуры поныне остаётся достопримечательностью ряда крупных городов Восточной Европы, Китая, где она распространилась в своё время. Такое влияние русской архитектуры на архитектурный облик зарубежных городов произошло впервые за всю историю России.
Внешний декор в русской каменной архитектуре
Русская каменная архитектура в настоящем и в будущем
К сожалению, за советский период много шедевров русского храмового зодчества было порушено в атеистическом рвении. В 1955 году руководство СССР во главе с Хрущёвым Н.С. приняло решение «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец всем архитектурным стилям в новом строительстве: "ради экономии средств". Типовым продуктом такого подхода стала застройка городов архитектурно безликими жилыми домами, названными в народе хрущевки. Позднее сложилась функциональная типовая архитектура с минимумом художественности и лишённая русского, как и всякого другого, национального колорита. Какой в результате, за прошедшие с тех пор десятилетия, утрачен потенциал архитектурных шедевров, трудно представить. Мотивация экономией средств была явно несостоятельной. Испокон веков, строя даже бедняцкие дома, люди находили средства, чтобы сделать их красивыми, как и одежду, и многие предметы обихода.
Сейчас в России архитектурная безликость преодолевается. Порушенные храмы восстанавливаются, ведётся реконструкция зданий, представляющих архитектурную ценность, с воссозданием изначального декора. Есть надежда, что и в новом строительстве русское каменное зодчество будет возрождено и получит дальнейшее развитие.