Toggle navigation

Русская каменная архитектура

Становление русской каменной архитектуры имело два творческих истока: русское деревянное зодчество с его исконной самобытностью и заимствование, начиная с XI века,  византийской техники каменного строительства. Так стали создаваться из камня первые православные храмы Киева и Новгорода. 

Каменная архитектура Древней Руси Новгородская и псковская архитектура Владимиро-суздальская архитектура Московская архитектура Архитектура Российской империи Сталинская архитектура Сталинская архитектура за рубежом Внешний декор в русской каменной архитектуре Русская каменная архитектура в настоящем и в будущем 

Каменная архитектура Древней Руси

Национальный заповедник София Киевская

Включает в себя: Софийский собор, ещё пятнадцать храмов,  десятки других зданий и сооружений.

Софийский собор в Киеве. Построен в первой половине XI века.

Софийский собор в Киеве. Построен в первой половине XI века.

Новгородская и псковская архитектура

К середине XI века сформировалась новгородская архитектура, отличающаяся монументальностью, великолепной простотой при минимуме декоративности. Близкой к новгородской стала псковская архитектура.

Софийский собор в Новгороде Великом. Построен в 1050 году.

Софийский собор в Новгороде Великом. Построен в 1050 году.

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде Великом. Построена 1198 году

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде Великом. Построена 1198 году

Псковский Свято-Троицкий собор с колокольней.
Построен в 1699 году на месте, где ранее стояли не сохранившиеся здания собора: деревянное X века, каменное XII века и каменное XIV века.

Псковский Свято-Троицкий собор с колокольней.
Построен в 1699 году на месте, где ранее стояли не сохранившиеся здания собора: деревянное X века, каменное XII века и каменное XIV века.

Владимиро-суздальская архитектура

Более изящна и богата декором.

Церковь Покрова на Нерли во Владимире. Построена в 1158 году.

Церковь Покрова на Нерли во Владимире. Построена в 1158 году.

Дмитриевский собор во Владимире,
с орнаментальной белокаменной резьбой, построен в 1197 году.

Дмитриевский собор во Владимире,
с орнаментальной белокаменной резьбой, построен в 1197 году.

В архитектурном ансамбле Суздальского кремля Собор Рождества Богородицы (1225 г.) и Архиерейские палаты, строившиеся на протяжении XV-XVIII веков.

В архитектурном ансамбле Суздальского кремля Собор Рождества Богородицы (1225 г.) и Архиерейские палаты, строившиеся на протяжении XV-XVIII веков.

Московская архитектура

Сложилась на продолжении традиций владимиро-суздальской и псковской архитектуры с дальнейшим обогащением художественной выразительности.

А. Васнецов Московский Кремль при Иване III   (конец XV века).

А. Васнецов Московский Кремль при Иване III   (конец XV века).

Благовещенский собор Московского кремля.
Построен псковскими зодчими в 1490 году.

Благовещенский собор Московского кремля.
Построен псковскими зодчими в 1490 году.

Грановитая палата Московского Кремля. Построена в 1487-1491 годах.

Грановитая палата Московского Кремля. Построена в 1487-1491 годах.

Колокольня Иван Великий в Московском Кремле. Построена в 1508 году
по проекту Бона Фрязина, а в 1707 году надстроена с высоты 60 м. до 81 м.
Самое высокое здание Москвы до XIX века.

Колокольня Иван Великий в Московском Кремле. Построена в 1508 году
по проекту Бона Фрязина, а в 1707 году надстроена с высоты 60 м. до 81 м.
Самое высокое здание Москвы до XIX века.

Храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы.
Построен в 1560 году.
Автор проекта псковский зодчий Постник Яковлев.

Храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы.
Построен в 1560 году.
Автор проекта псковский зодчий Постник Яковлев.

Храм Василия Блаженного. Вид с Васильевского спуска.

Храм Василия Блаженного. Вид с Васильевского спуска.

Музей-усадьба в Останкино (Москва)
с Троицкой церковью (1668 г.) и дворцом-театром (XVIII в.)

Музей-усадьба в Останкино (Москва)
с Троицкой церковью (1668 г.) и дворцом-театром (XVIII в.)

Церковь Покрова в Филях (Москва). Построена в 1694 году

Церковь Покрова в Филях (Москва). Построена в 1694 году

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве.
Строился с первой половины XVI в. до конца XVII в.
Первая каменная постройка − пятиглавый Смоленский собор (1525 г.). Архитектор Пётр Потапов.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве.
Строился с первой половины XVI в. до конца XVII в.
Первая каменная постройка − пятиглавый Смоленский собор (1525 г.). Архитектор Пётр Потапов.

Архитектура Российской империи

С конца XVII века получает развитие русское барокко, связанное с традициями русской архитектуры, и выделяющееся большой роскошью декора.

Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне город Пушкино).
В современном виде построен в 1756 году.
Архитектор Бартоломео Растрелли.
Фашистские оккупанты разграбили дворец, многие экспонаты сгорели.
Ныне ансамбль полностью восстановлен.
Реставраторы Н. В. Баранов, А. А. Кедринский, Н. Е. Туманова и другие.

Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне город Пушкино).
В современном виде построен в 1756 году.
Архитектор Бартоломео Растрелли.
Фашистские оккупанты разграбили дворец, многие экспонаты сгорели.
Ныне ансамбль полностью восстановлен.
Реставраторы Н. В. Баранов, А. А. Кедринский, Н. Е. Туманова и другие.

С 1760-х годов  на смену русскому барокко приходит русский классицизм, отчасти сохраняющий традиции русской архитектуры, но, как и в Западной Европе, ориентирующийся более всего на эстетику Античной Греции с её простой и, вместе с тем, великолепной гармонией архитектурных компонентов.  

Дом Пашкова в Москве. Построен в 1776 году. Архитектор Василий Баженов.

Дом Пашкова в Москве. Построен в 1776 году. Архитектор Василий Баженов.

Комплекс зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Построен в 1823 году. 
Архитектор Андреян Захаров.(рисунок)

Комплекс зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Построен в 1823 году. 
Архитектор Андреян Захаров.(рисунок)

Комплекс зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Построен в 1823 году.  Архитектор Андреян Захаров.(фото).

Комплекс зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Построен в 1823 году.  Архитектор Андреян Захаров.(фото).

Неорусский стиль

В середине XIX и начале XX веков повышается интерес к древнерусским архитектурным традициям. Так появился русский стиль (или неорусский стиль), в котом происходило частичное заимствование архитектурных форм Древней Руси.

Большой Кремлёвский дворец в Москве. Построен в 1849 году.
Группа архитекторов под руководством К. Тона
(Н.Чичагов, Ф. Рихтер, П. Герасимов, В. Бакарёв, Н. Шохин).

Большой Кремлёвский дворец в Москве. Построен в 1849 году.
Группа архитекторов под руководством К. Тона
(Н.Чичагов, Ф. Рихтер, П. Герасимов, В. Бакарёв, Н. Шохин).

Типография Мамонтова в Москве.
Построена в 1872 году. Архитектор Виктор Гартман.

Типография Мамонтова в Москве.
Построена в 1872 году. Архитектор Виктор Гартман.

Сталинская архитектура

Термин сталинская архитектура укоренился в искусствоведении так же, как в советском народе укоренились слова сталинские высотки и сталинки. Названные так семь высотных зданий Москвы и не высотные дома различного назначения, в том числе жилые многоквартирные, явились наиболее полным воплощением этого архитектурного стиля. Нельзя не отметить, что строительство в данном стиле развилось под непосредственным руководством государственного лидера СССР Иосифа Сталина, инициировавшего такое строительство и лично участвовавшего в наработке и принятии важнейших не только организационно-технических, а и художественных решений.   Сталинские высотки радикально преобразили сам облик Москвы. Они стали её символом, по которому она легко узнаётся: как Нью-Йорк по небоскрёбам и Париж по Эйфелевой башне. Но если эти небоскрёбы и башня – замечательные продукты инженерного творчества, то сталинские высотки, по отдельности и как ансамбль зданий, явились ещё и шедевром высокого искусства. К тому же, вызванное ими преображение облика Москвы не нарушило, а продолжило сложившуюся за предыдущие века линию её архитектурного развития. Новые высотные здания во всей их красоте устремлены в ту же горнюю высь, куда за столетия до того устремились башни Московского Кремля, Колокольня Ивана Великого, купола собора Василия Блаженного.

Жилой дом на Котельнической набережной.
Построен в 1952 году.  Архитектор Дмитрий Чечулин.

Жилой дом на Котельнической набережной.
Построен в 1952 году.  Архитектор Дмитрий Чечулин.

Служебное здание на площади Красных Ворот.
Построено в 1952 году. Архитектор Алексей Душкин.

Служебное здание на площади Красных Ворот.
Построено в 1952 году. Архитектор Алексей Душкин.

Здание Министерства иностранных дел.
Построено в 1953 году. Архитекторы Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус.

Здание Министерства иностранных дел.
Построено в 1953 году. Архитекторы Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус.

Жилой дом на Кудринской площади.
Построен в 1954 году. Архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц

Жилой дом на Кудринской площади.
Построен в 1954 году. Архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц

Гостиница «Ленинградская».
Построена в 1954 году. Архитектор Леонид Поляков.

Гостиница «Ленинградская».
Построена в 1954 году. Архитектор Леонид Поляков.

Гостиница «Украина».
Построена в 1957 году. Архитектор Аркадий Мордвинов.
Была признана крупнейшей в Европе.

Гостиница «Украина».
Построена в 1957 году. Архитектор Аркадий Мордвинов.
Была признана крупнейшей в Европе.

Главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова.
Построено в 1953 году.
Архитектор Лев Руднев. Скульптурное оформление фасадов Вера Мухина.

Главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова.
Построено в 1953 году.
Архитектор Лев Руднев. Скульптурное оформление фасадов Вера Мухина.

Главное здание МГУ высотой 240 метров
до 1990 года было самым высоким зданием в Европе, до 2003 года – в России.

Главное здание МГУ высотой 240 метров
до 1990 года было самым высоким зданием в Европе, до 2003 года – в России.

В 1980 году стилизованное изображение сталинской высотки стало эмблемой прошедших в Москве XXII летних Олимпийских игр.

В 1980 году стилизованное изображение сталинской высотки стало эмблемой прошедших в Москве XXII летних Олимпийских игр.

В сталинской архитектуре хорошо просматривается наследие и преумножение лучших наработок русского архитектурного творчества за всю его историю, особенно, в построении храмов. И вот что характерно: если лучшие творения архитектуры в других стилях восхищают, то в сталинской архитектуре ещё и окрыляют: вселяют жизненный оптимизм, зовут к трудовому и ратному подвигу. Такая одухотворённость проистекла от государственной идеологии СССР того времени и особо востребовалась в ходе индустриализации, подготовки к неизбежной войне, а после Великой Победы для срочного преодоления тяжёлых последствий войны.

С конца 1930-х годов до середины 1950-х города СССР застраивались сталинками не высотными, но легко узнаваемыми по тому же архитектурному стилю. Следуя этому стилю, применялось большое разнообразие внешнего  декора, благодаря чему здания и архитектурные ансамбли из них выглядят разнообразно. Они и сейчас являются архитектурной достопримечательностью многих городов, к тому же, имеют внешний декор в колоритах многих национальностей. Характерно, что с 1949 года в целях экономии затрат начали по всей стране строить каркасно-панельные сталинки, которые внешне трудно отличить от домов кирпичной кладки. Первые проектанты такого строительства: Виталий Лагутенко, Михаил Посохин (старший), Ашот Мндоянц. 

Москва

Москва

Львов

Львов

Кишинёв

Кишинёв

Тбилиси

Тбилиси

Ереван

Ереван

Волгоград

Волгоград

Казань

Казань

Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре

Выразительно представлена сталинская архитектура на ряде станций Московского метро, строительство которого началось в середине 1930-х годов.

Метростанция Маяковская.
Построена в 1938 году на глубине 34 метра.
Архитектор Алексей Душкин.
Автор мозаичных панно свода Александр Дейнека.
В 1939 году проект метростанции Маяковская получил Гран-при
на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Метростанция Маяковская.
Построена в 1938 году на глубине 34 метра.
Архитектор Алексей Душкин.
Автор мозаичных панно свода Александр Дейнека.
В 1939 году проект метростанции Маяковская получил Гран-при
на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Мозаичные панно свода метростанции Маяковская.

Мозаичные панно свода метростанции Маяковская.

Метростанция Электрозаводская.
Построена в военном 1944 году на глубине 31,5 метра.
Архитекторы Владимир Гельфрейх, Игорь Рожин.
Скульптор мраморных барельефов Георгий Мотовилов.

Метростанция Электрозаводская.
Построена в военном 1944 году на глубине 31,5 метра.
Архитекторы Владимир Гельфрейх, Игорь Рожин.
Скульптор мраморных барельефов Георгий Мотовилов.

Метростанция Комсомольская кольцевая.
Построена в 1952 году на глубине 37 метров.
Архитектор Алексей Щусев. Автор мозаичных панно Павел Корин. 

Метростанция Комсомольская кольцевая.
Построена в 1952 году на глубине 37 метров.
Архитектор Алексей Щусев. Автор мозаичных панно Павел Корин. 

Сталинская архитектура за рубежом

         Наследие сталинской архитектуры поныне остаётся достопримечательностью ряда крупных городов Восточной Европы, Китая, где она распространилась в своё время. Такое влияние русской архитектуры на архитектурный облик зарубежных городов произошло впервые за всю историю России.

Германия, Берлин. Карл-Маркс-аллее

Германия, Берлин. Карл-Маркс-аллее

Чехия, Прага. Отель интернационал

Чехия, Прага. Отель интернационал

Румыния, Бухарест. Дом Народа.

Румыния, Бухарест. Дом Народа.

Болгария, София. Центральная площадь

Болгария, София. Центральная площадь

Польша, Варшава. Дворец культуры и науки.
Построен в 1955 году. Архитектор Л. Руднев.

Польша, Варшава. Дворец культуры и науки.
Построен в 1955 году. Архитектор Л. Руднев.

Внешний декор в русской каменной архитектуре

Русская каменная архитектура в настоящем и в будущем

К сожалению, за советский период много шедевров русского храмового зодчества было порушено в атеистическом рвении. В 1955 году руководство СССР во главе с Хрущёвым Н.С. приняло решение «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец всем архитектурным стилям в новом строительстве: "ради экономии средств". Типовым продуктом такого подхода стала застройка городов архитектурно безликими жилыми домами, названными в народе хрущевки. Позднее сложилась функциональная типовая архитектура с минимумом художественности и лишённая русского, как и всякого другого, национального колорита. Какой в результате, за прошедшие с тех пор десятилетия, утрачен потенциал архитектурных шедевров, трудно представить. Мотивация экономией средств была явно несостоятельной. Испокон веков, строя даже бедняцкие дома, люди находили средства, чтобы сделать их красивыми, как и одежду, и многие предметы обихода.

Сейчас в России архитектурная безликость преодолевается. Порушенные храмы восстанавливаются, ведётся реконструкция зданий, представляющих архитектурную ценность, с воссозданием изначального декора. Есть надежда, что и в новом строительстве русское каменное зодчество будет возрождено и получит дальнейшее развитие.