Ладья (устаревшее произношение лодья, и отсюда лодка – маленькая лодья) – широко применявшееся на Руси парусно-вёсельное судно, как сейчас бы сказали, типа река-море и, кроме того, часто перемещаемое по суше волоком.
При таком вездеходстве даже первые ладьи могли брать на борт до пятнадцати тонн груза, тридцать-сорок человек, развивать высокую по тем временам скорость и ходить в достаточно дальние морские походы. Благодаря уникальному сочетанию всех этих качеств именно на ладьях развился знаменитый торговый путь из варяг в греки: между Балтийским морем и Черным с преодолением волоком многокилометровых расстояний между реками, озёрами, и в обход речных порогов.
Восточные славяне плавали на ладьях по Чёрному и Средиземному морям уже в VI - VIII веках, достигая Италии. На севере ладьи стали ходить не только по Балтике, а с развитием русского Поморья – и по Северному Ледовитому океану до Шпицбергена и до побережья Сибири. Успешно применялись ладьи на путях и восточно-западного направления с преодолением волоком узких промежутков между реками. В «Повести временных лет» сообщается, что русские плавали по Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда из Дона в Волгу и обратно. В дальние походы ходило одновременно до пятисот ладей.
В походах военных ладьи представляли собой грозную силу благодаря ещё и высокой манёвренности от сочетания возможностей хода под парусом и на вёслах. Высокая боеспособность ладей доказана победоносными походами на Константинополь в 860 и 907 годах. В середине XII века новгородцы разбили осадивших Ладогу шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов.
Самые первые ладьи строились путём наращивания дощатых бортов на долблёный из цельного дерева корпус. Потом научились строить более вместительные «набойные лодьи»: к бортам крепились стойки, на них набивались доски внахлест, за каждое весло стало садиться по два гребца. Гребцы укрывались от солнца и дождя под навесом.
С XII века на Руси стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую гребцов сверху. У этих судов на носу и корме размещалось по рулевому веслу, что позволяло быстро менять курс на противоположный, не разворачиваясь. Такая ладья имела длину 30 м, ширину — 5 м, водоизмещение до 200 т. Имела три мачты с комбинированными парусами, обладала превосходной скоростью: при хорошем ветре 11 узлов. Этот корабль был преимущественно парусным. Весла применялись, как правило, для подхода к причальной стенке, постановки на якорь, преодоления узких мест фарватера.
Немало творческого труда вкладывалось, чтобы ладья была красивой внешне и во внутреннем убранстве.
В производстве использовался большой ассортимент древесины многих пород, сообразно их свойствам и эксплуатационным требованиям к изготовляемым деталям. Мачты делали из желтой сосны, отличающейся высокой прочностью и упругостью. Важные детали корпуса – из красной или рудовой сосны, содержащей большое количество смолы, благодаря чему она может сохраняться в воде до 100 лет.
Из еловой древесины, которая по сравнению с сосной, впитывает меньше влаги, делались весла и некоторые части рангоута. Лиственницу, как наиболее устойчивую к гниению, использовали для палубного настила и в качестве отделочного материала. Нередко мачты, рангоуты, палубный настил делали из пихты, которая по своим качествам близка к лучшим сортам ели. Дуб, превосходящий хвойные деревья по прочности, но и более тяжелый, шел на производство деталей, несущих особо большую нагрузку: килей, штевней, шпангоутов. Кроме того, дубовая древесина с её красивой текстурой применялась для отделки кают. Вяз, отличающийся прочностью, вязкостью, гибкостью, использовался для изготовления изогнутых деталей. Ясень, – гибкий, прочный, вязкий, долговечный применялся для изготовления трапов, дверей, судовой мебели, изогнутых конструкций набора корпуса, внутренней отделки. Для красивой отделки использовали так же древесину акации, березы, бука, груши, кипариса, клена, ореха, тополя.
Умелое применение русскими корабелами многих пород дерева, большого ассортимента других материалов, и сложных технологий их обработки обеспечивало ладьям замечательные судоходные качества, высокую прочность, надёжность и долговечность.